
основные подробности должны быть реалистичными.
При написании "Спящих красавиц" нам много помогали этими подробностями,
за что мы крайне признательны."
(с) из послесловия авторов к роману.
Отец и сын, Стивен и Оуэн Кинг, в одном романе затронули сразу несколько глубоких тем. Тема угнетения женщин - ключевая. Тема расизма - как пророчество волнений из-за убийства Джона Флойда (роман издан в 2018, а вспышка гнева и массовые волнения прокатились в США в 2020-м). И та, и та тема - глубокие социальные язвы. Они возникли не сейчас и не уйдут... никогда.
Попытка авторов предложить "утопию" - некий параллельный мир, который женщины могли бы
обустроить по своему собственному вкусу, самими же авторами убедительно и разрушается.
Неспешно и детально (700 страниц! и авторы признают, что до редактуры роман был намного длиннее) читатель следит за всё ускоряющимися событиями, сначала сгорая от желания разгадать тайну паутинных коконов, в которых оказываются все заснувшие женщины, далее бродит в лабиринтах мистических видений, и затем, после яркой и немного гротескной развязки со "стрелялками", упирается в стену собственных размышлений.
Как и "Противостояние", "Спящие красавицы" может похвастаться до мелочей прорисованными характерами героев, как положительных, так и омерзительно-отрицательных. Во времена социальных катастроф, как всегда, выползает всякая человеческая "нежить", которой тем лучше, чем хуже становится вокруг. Восстановлению привычного устройства мира после полного лок-дауна - будет то эпидемия вируса (как в "Противостоянии") или эпидемия, пусть и краткосрочная, исчезновения женщин (как в "Спящих красавицах") - всегда будет препятствовать сам ... человек.
Кинги-авторы деликатно рисуют это как противостояние человека и некой потусторонней силы (и в "Красавицах" та сила даже формально вроде бы и желает добра, на свой лад). Но вчитайтесь в строки романа, оглянитесь вокруг. Не всегда потребуются даже горящее "справедливостью" сердце Фрэнка Джиэри, чтобы повести за собой вооруженную толпу. Достаточно просто пары братцев Грайнеров, скуки ради готовых устроить весёлую заварушку - и всё вокруг летит в тартарары.
Пожалуй, нет такого вида страха, который бы Стивен Кинг не использовал в своих романах. И если какой-то конкретный роман вас не напугал, то просто у вас нет той фобии, вокруг которой он завязан. О, не переживайте. У Кинга много книг, и вы ОБЯЗАТЕЛЬНО найдёте ту, страшилка из которой щипнёт вас за самое глубокое и тайное беззащитное местечко в душе. Однако "Спящие красавицы", как мне показалось, это больше роман-размышление. Мы становимся поочерёдно то на сторону Лайлы Норкросс, то на сторону Клинта Норкросса, и пытаемся осмыслить как сам смысл брака и личной свободы, так и смысл - ни много ни мало - самой жизни.
Великолепный роман. Несмотря на то, что сцену штурма тюрьмы я, откровенно зевая, пролистала - вся остальная книга пестрит закладками. Жаль лишь, что на страницах книг Кинга ( а теперь - и Кингов) так легко во все стороны разлетаются мозги и кровь, следуя законам жанра. (А в "Институте" и вовсе, на мой взгляд, был заступ за черту, за которую не стоит переходить даже в книгах хоррор). И всё же - Кинга я люблю не за жанр, а за мастерство - отточенность текста, глубину и проработанность характеров даже второстепенных персонажей, за размышления и поиски себя в главных героях.
-------
Мой дорогой читатель, не могу не посоветовать для размышления на 2 главные темы, затронутые в "Спящих красавицах", ещё пару замечательных книг:
= Донна Мабри: "Мод. Откровенная история одной семьи" https://angela-kvitka.livejournal.com/1401910.html - о полном бесправии женщины относительно своего тела. И переломить это нелегко даже в сознании самой женщины.
= Дженнифер Уорф "Вызовите акушерку" https://angela-kvitka.livejournal.com/1296814.html - опять таки во многом эта трилогия о правах женщины .
= Кэтрин Стокетт "Прислуга" - один из ярчайших романов о расизме.
----------
Цитаты из романа "Спящие красавицы":
"...- Папа, привет. Какие новости в мире? Случилось что-нибудь хорошее?
Клинт отвернулся от окна. Джаред вошёл на кухню, застёгивая молнию рюкзака.
- Минуточку... - Клинт пролистал пару электронных страниц. Он не хотел отправлять сына в школу с разливом нефти, ополчением, раком. Ага, вот оно. - Физики предполагают, что Вселенная может существовать вечно".
-
"...Ещё один признак старения: забываешь то, что хотел помнить, и помнишь, что хотел забыть".
-
"...В прошлом учебном году она получила второй приз на конкурсе закладок, который провела местная библиотека. Нана нарисовала "стаю" книг, летящих как птицы, на фоне облаков. Фрэнк заказал для рисунка рамку и поставил в своём кабинете. Он всё время на него смотрел. Это же прекрасно - книги, летящие в воображении маленькой девочки".
-
"... - За рулём будет Рид Барроуз. Я поеду рядом.
- Хорошо. Люблю тебя.
Послышался звук открываемой автомобильной дверцы, вероятно, патрульного автомобиля Лайлы.
- Я тоже, - сказала она и отключилась.
Помедлила ли она, прежде чем ответить? Сейчас не было времени обдумывать это, вертеть эту мысль туда-сюда, пока она не превратится в то, чем, возможно, не является. Клинта это устраивало.
-
"...Добродушие, главенствовавшее в их отношениях, легкость общения по работе, за едой, в вопросах воспитания сына, удовольствие, которое доставляло каждому тело другого, - все, что повторялось изо дня в день, составляло основу их совместной жизни, рассыпалось в прах".
-
"... Лайла не могла поверить своим глазам. В 13 ет она обожала этот роман Джуди Блум и по себе знала, каково это - быть девочкой-подростком, перед которой вдруг воздвиглась взрослая жизнь, словно странный, наводящий ужас новый город, в чьи ворота придётся войти, хочешь ты этого или нет. /.../
- Это не шутка, Клинт. Этот тип требует изъять книгу из библиотеки именно по той причине, по которой девочкам нуэно её читать.
* Книга "Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет." Джуди Блум включена в список ста книг Американской библиотечной ассоциации, наиболее часто подвергающихся запретам и ограничениям, вплоть до изъятия."
-
"...Джаред потянулся к телефону и. конечно, сбросил его на плитки пола по другую сторону кухонной стойки. Трубка разбилась, крышка с треском отлетела, батарейки покатились по полу."
-
"...Он видел фильм с Майклом Дугласом и Гленн Клоуз, который нагнал на него страха. Отвергнутая женщина могла пойти на многое, чтобы отравить тебе жизнь, с этим не поспоришь.
* фильм "Роковое влечение" 1987г".
-
"...- Заключённая, что это ты делаешь?
В дверях небольшой, но на удивление хорошо укомплектованной тюремной библиоеки возник Лоренс Хикс. /.../
- Здравствуйте, мисте Хикс, - ответила Мора, продолжая загружать книги в обложках в библиотечную тележку. /.../
Хикс просматривал книги, отобранные Морой: Питер Страуб, Клайв Баркер, Джо Хилл.
- Это же ужасы! - воскликнул Хикс. - Мы позволяем заключённым читать такое?
- Ужасы и любовные романы - это все, что они читают сэр. /.../ И потом, это всё выдумки: вампиры, оборотни и так далее. Сказки для взрослых".
-
"...Нулевая пациентка - в данном контексте - женщина ,с которой начинается эпидемия, но сама она при этом остаётся здоровой. Самый знаменитый тому пример - Мэри Маллон, или Тифозная Мэри, которая жила и работала в штате Нью-Йорк в первой половине ХХ века. Мэри была первым в США здоровым носителем брюшного тифа, но яростно отрицала свою причастность к эпидемии."
-
"...Нужное всегда оказывается в последнем месте, куда заглядываешь. Всегла на верхней полке стенного шкафа, в самой глубине. Или в нижней папке высокой стопки. Или в самом маленьком, реже всего используемом кармане рюкзака.".
-
"...- Откуда вы знаете?...- начала Микаэла.
- Чт оваша мать - начальник тюрьмы Коутс? Что взяли псевдоним Морган, потому что один глупый /.../ профессор журналистики сказал вам, что телевизионная аудиория склонна запоминать аллитеративные имена?"
** После этого я полезла в инет вспоминать/узнавать заново, что же означает "аллитеративный". Оказалось - "Аллитеративное имя — явление, когда имя и фамилия начинаются с одной буквы. Это один из многих способов сделать имя более интересным и броским, что, в свою очередь, делает персонажа более запоминающимся для аудитории.".
-
"... - У нас есть пара врачей и несколько медсестёр. У нас есть ветеринар. У нас есть учителя. Кейли разбиралась в электричестве /.../. У нас есть плотник. У нас есть пара музыкантов. У нас есть социолог, который уже пишет книгу о новом обществе. /.../ У нас есть вышедашая на пенсию профессор-инженер из ууниверситета. Портних, садовников и поварих - хоть пруд пруди. Дамы из книжного клуба проводят групповые встречи для обсужденияобщих проблем, на которых женщины могут поговорить о том, чго им недостаёт и хоть немного развеяться /.../. Понимаешь?
Тиффани достала мяч.
- Понимаю что?
- Мы - это всё, что нам нужно, - ответила Лайла. Она спустилась с трибуны и, скрестив руки, встала на лицевой линии. - Вот поэтому нас и выбрали. У нас ест ьвсе необходимые навыки, чтобы выжить".
-
"...В мире, из которого каким-то образом ушли женщины, Кэнди Мишем жила в доме на Уэст-Лейвин, ведущей к женской тюрьме. И это казалось символичным, потому что её дом тоже был тюрьмой. В этом новом мире она решила поселиться /.../ на территории бывшего склада. /..../ и вскрытые контейнеры, из которых вынесли ненужные ящики с вещами, оказались отличными, пусть и не самыми красивыми жилищами.
Лайла обошла контейнер, залитый светом, падавшим через открытые створки. Посередине стояла кровать, заправленная глянцевитым красным одеялом, отражавшим дневной свет. На глухой стене висел морской пейзаж: синне небо над скалистым берегом. /.../ В углу стояло кресло-качалка, на полу рядом с ним - корзина с мотком пряжи, проткнутфм двумя латунными спицами. В другой корзине лежали вязаные носки - демонстрация мастерства Кэнди. /.../
Соседки описывали Кэнди как веселую и счастливую. Одна, знавшая её раньше ,в старом мире, назвала Кэнди возродившейся. Она очень гордилась своим мастерством и убранством контейнера, который стал ей домом. Несколько человек упомянули, что она называла этот контейнер "квартирой моей мечты", и без всякой иронии.
-
-
-
инфо-сервис про скидки в интернет-магазинах:
Все книжные промокоды -см. в блоге ЖЖ или см. в группе ВКонтакте
Рассылка промокодов
-