angela_kvitka (angela_kvitka) wrote,
angela_kvitka
angela_kvitka

Categories:

Магия сказочного пространства. О художнике Валерии Алфеевском

Оригинал взят у rech_deti в Магия сказочного пространства. О художнике Валерии Алфеевском
Художник даёт в рисунках вторую, видимую жизнь произведению,
учитывая и договаривая то, что важно, а в некоторых случаях давая
и параллельное толкование.
Валерий Алфеевский



Магия сказочного пространства

«Мне так часто снится этот город, что, просыпаясь, я почти уверен, что когда-то в нём был. Город этот таинственно красив. Очень пусто, ни людей, ни движения, хотя чувствуется, что за закрытыми ставнями дома заселены… Чудом уцелевший город…» Художник Валерий Алфеевский, просыпаясь, обязательно зарисовывал приснившееся место. За свою долгую творческую жизнь он создал множество эскизов, набросков, карандашных и акварельных рисунков вымышленных или реальных, старинных или современных — совершенно разных — городов. Москвы, где он родился, учился в художественных мастерских Михаила Леблана и Ильи Машкова, где закончил Вхутеин, выбрав себе в учителя живописца Давида Штеренберга. Ташкента, где прожил три года в эвакуации во время войны. Ленинграда и Самарканда, Таллина и Вильнюса, Амстердама и Парижа, виды которых он быстро набрасывал на бумаге, выглядывая из окон гостиниц и квартир друзей, сидя на лавочках в скверах и на набережных.







И всегда эти рисунки пустынны и молчаливы. Чёткие, угловатые, иногда прямо колючие линии карандаша или размытые пятна акварели очерчивают, обозначают углы домов, мосты, деревья, афишные тумбы. И лишь парочка силуэтов даёт понять, что люди всё-таки существуют. Однако пейзаж, ритмичное, чётко оформленное пространство всегда интересовали Валерия Алфеевского гораздо больше.






Иногда художник всё-таки заселял свои вымышленные миры более чем необычными героями. Тогда по улицам бегал деревянный человечек Пиноккио, плыл по канаве в бумажном кораблике оловянный солдатик, где-то в уголке рисунка крокодил Гена и Чебурашка строили Дом Дружбы, грузинский пастушок Саламура учился ходить над домами по натянутым канатам, а над строениями изредка планировал каверинский летающий мальчик. И эти герои детских книг у Алфеевского вдруг приобретали выразительное лицо и характер. Причём делал это художник на удивление лаконичными, скупыми способами. Один росчерк карандаша — и кэрролловский белый кролик начинает озабоченно подпрыгивать; несколько линий — и Пиноккио ухмыляется, а принцесса болезненно хватается за спину, отбитую лежащей под перинами горошиной.




Но порой даже в детской иллюстрации главным героем у Алфеевского становится само пространство, мир, придуманный им и созвучный авторскому тексту. Именно такую значимость приобретает у Алфеевского сказочная вселенная «Снежной королевы» Андерсена — одной из первых книг художника. Это мир прозрачного льда, сверкающего снега, сгущающихся туч и стремительно двигающихся по небу облаков. Кай, Герда, принцесса и принц, маленькая разбойница и — как ни удивительно — даже сама Снежная королева кажутся в этом пространстве маленькими и второстепенными. И тем значительнее на этом фоне выглядят их поступки, их умение любить и жертвовать, прощать и сохранять надежду.




Полвека Валерий Алфеевский иллюстрировал книги для детей и всегда отстаивал право художника на соавторство. «Художник, — говорил он, — даёт в рисунках вторую, видимую жизнь произведению, учитывая и договаривая то, что важно, а в некоторых случаях давая и параллельное толкование». Так и в «Снежной королеве» он дал свою трактовку сказки, не пересказывая её в картинках, а помогая детям проникнуть в фантастическую вселенную Андерсена, создавая атмосферу тайны, тревоги и радости от победы над Снежной королевой.

Художник верил в творческую фантазию детей, которых нужно лишь подтолкнуть, и они сами оформят в конкретные образы свои мечты, населят вымышленный мир героями и совершенно не удивятся их странностям. Ведь только дети искренне верят, что короли спят в коронах, солдаты запросто поднимают собак с глазами размером с башню, из ячменного зёрнышка вырастает цветок с маленькой девочкой внутри, а одуванчики рассказывают грустные истории… В это верят и некоторые художники. И тогда в их книгах герои сказок обретают вечную жизнь.

Оксана Василиади

Статья из книги: Г.Х Андерсен Снежная королева. Издательство "Речь", 2014
Рисунки Валерия Алфеевского
Подробнее о книге



Tags: РЕЧЬ, новинки, обзоры детских книг
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author